Подводные камни вайшнава-севы

Его Божественная Милость Ом Вишнупад
Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж
9 декабря 2018 года, Таракешвар, часть 9

 

Когда мне дают гирлянду, я иногда думаю, что это большое бремя, но как только я принимаю убежище в Гурудеве («Гурудев, я предлагаю эту гирлянду твои лотосным стопам»), тогда я снова ощущаю легкость. Тогда нет пратиштхи. Если кто-то предлагает вам гирлянду, помните Гурудева: «Гурудев! Я предлагаю эту гирлянду твоим лотосным стопам». Если же будете потакать эго и гнаться за пратиштхой, тогда станете тяжелым и лодка пойдет ко дну. Люди очень быстро начинают гордиться деньгами, образованием, знаниями, красотой, домом и т.д. Будьте осторожны: не потакайте эго и не становитесь тяжелыми.

Если к вам приходят домой петь киртаны или говорить Хари-катху, будьте осторожны, чтобы не возгордиться: «Я привел домой Гурудева!», «Я служил Гурудеву!» Всегда думайте о Боге, всегда думайте: «Господи! Я ничем не смог послужить Гурудеву! Я ничем не смог послужить вайшнавам!» Такое настроение должно прийти. «Я не уделил достаточного внимания тем, кто был в этом доме. Как я могу служить преданным? Откуда мне знать, как служить вайшнавам? Откуда мне знать, как служить Гурудеву? Откуда мне знать, как служить Кришне? Господи, я, должно быть, много что сделал не так; пожалуйста, будь милостив, прости меня». Необходимо иметь такое смирение, такое настроение.

Если вы приводите вайшнавов домой, чтобы дать людям возможность услышать Хари-катху, вы обретете хороший результат: в конечном счете, вы придете к Богу; но если вы начнете гордиться собой или у вас появится пратиштха, тогда вы в беде. «Беда» значит, что служение Богу уйдет от вас. Всегда помните об этом. Будьте всегда осторожны, чтобы такие вещи не появились у вас в сердце.

даинйа, дайа, анйе мана, пратиштха варджана
чари-гуне гуни хаи' караха киртана

«Смирение, милость, забота о других, отказ от гордыни — это те четыре качества, которые нужны, чтобы совершать киртан».

(«Гитавали», Шри Шикшаштака, Шрила Бхактивинод Тхакур)

Даинйа: мы должны быть смиренны. Дживе дайа (доброта к живым существам) означает, что мы на протяжении многих месяцев ездим от места к месту, встречаемся с людьми, приглашаем их на праздники и парикрамы, даем им шанс услышать киртан и Хари-катху. Если к вам приезжают преданные и вы сможете послужить им (если сможете позаботиться о них, сделать все возможное, чтобы они не испытывали никакие трудности), тогда это будет вайшнава-сева.

Вы, вероятно, слышали о том, как Санатана Госвами устраивал вайшнава-севу. Однажды он сказал Рупе Госвами: «Рупа, я хочу раздать всем прасад. Пожалуйста, пригласи всех вайшнавов, которые живут здесь у Говардхана, и проследи, чтобы все до единого вайшнава получили приглашение, чтобы никто не остался без приглашения». Рупа Госвами обошел весь Говардхан: он подошел ко всем до единого вайшнавам и передал им приглашение.

В день вайшнава-сева, когда все принимали прасад, Санатана Госвами попросил Рупу Госвами: «Посмотри хорошенько и скажи мне, все ли пришли из тех, кого ты пригласил? Посмотри хорошенько, не забыли мы никого?» Рупа Госвами осмотрелся и ответил: «Прабху, есть один вайшнав, он живет рядом с Говинда-кундой, у него немного необычная походка: он однажды упал и с тех пор немного хромает. Этот вайшнав не пришел». Санатана Госвами сильно расстроился: «Я, должно быть, нанес какое-то оскорбление его святым стопам, поэтому он, наверное, обиделся и не пришел... Обязательно схожу к нему».

Когда все вайшнавы приняли прасад и им дали пранами (пожертвования), Санатана Госвами отправился с Рупой Госвами к кутиру (дому) того вайшнава, который не пришел. Санатана Госвами предложил ему дандават и сказал:

— Прабху, Рупа Госвами приглашал Вас, но Вы сегодня не пришли. Я, должно быть, нанес какое-то оскорбление Вашим святым стопам. Пожалуйста, простите мне мое оскорбление. Я, должно быть, что-то сделал...

— Да, сделал!

— Если так, то прошу Вас, простите меня... Скажите, пожалуйста, какое оскорбление я нанес? Я не понимаю, когда я мог Вас оскорбить.

— Ты помнишь прошлую раса-пурниму? В тот день ты рано утром обходил Говардхан. Я вышел в тот день к Говинда-кунде, а когда ты шел к Говинда-кунде, чтобы предложить поклоны, я возвращался к себе в кутир. Когда ты увидел, как я ковыляю, ты разразился смехом! Помнишь тот день?

— Помню. Я помню, как шел туда и начал сильно смеяться, но, Прабху, я не засмеялся, потому что Вас увидел. Я обходил Говардхан, повторяя Имена Радха-Кришны, а когда посмотрел наверх, передо мной предстал даршан сокровенных игр Радха-Кришны. Когда я увидел игры Кришны и Радхарани, я рассмеялся до слез!

— Так ты не надо мной смеялся... Ты в то время видел игры Радха-Кришны? Боже, я был так не прав!

— Прабху, не переживайте, все в порядке. Вы подумали, что я над Вами смеялся. Пожалуйста, пойдемте со мной. Я ведь пришел сюда за Вами. Пойдемте ко мне, я хочу накормить Вас.

Они отправились к Санатане Госвами. После того, как Санатана Госвами накормил его и дал ему пранами, он сказал: «Прабху, пожалуйста, простите мои оскорбления», — но вайшнав ответил: «Нет, Прабху, это я совершил ошибку. Это ты прости меня, пожалуйста».

Вот что такое вайшнава-сева.

Вы также, наверное, слышали о том, как Драупади однажды оскорбила сапожника во время вайшнава-севы. Она приготовила очень вкусные блюда, но когда на прасад пришел сапожник, он смешал все вместе и съел. Драупади увидела это и подумала: «Я так старалась, готовила, а он даже не стал ничего попробовать: все смешал и съел прямо так!» Она гордилась тем, что вкусно готовила, но правда в том, что мы ничего не готовим: готовит Радхарани. Когда вы готовите что-то для Бога, вы должны думать: «Я ничего не готовлю, для Говинды готовит Радхарани». Радхарани готовит вашими руками. Если же вы думаете, что готовите вы, тогда Кришна может и не стать это есть. Вы ведь слышали известную фразу: «Ами йара харе кхаи тара хате кхаи, йара тара хате кхаи на». Кришна говорит, что Он не принимает пищу от кого попало: Он ест из тех рук, из чьих захочет. Так что если вы гордитесь: «Я готовлю! Кришна ест то, что я готовлю!», — то это эго, это пратиштха.

канака-камини, пратиштха-багхини,
чхадийачхе йаре сеи та ваишнава

«Тот, кто оставил деньги, женщин и славу, – настоящий вайшнав».

(«Ваишнав ке?» 11)

Пратиштха сравнивается с тигрицей (багхини). Кто может стать вайшнавом? Тот, кто может отказаться от денег, кто может отказаться от женщин (мужчин), и тот, кто может отказаться от имени и славы. В то же время нужно помнить о том, что «вайшнави пратиштха тате коро ништха»: нужно прочно утвердиться в осознании, что мы являемся слугами Господа. Такая «вайшнави-пратиштха» должна быть.

Когда мы идем по улице, за нами следуют тысячи людей: люди толпятся, предлагают поклоны, поют с нами киртан и так далее. Кто-то может посмотреть на это и позавидовать, но это оскорбление. На самом деле вайшнавы к этому не стремятся. Их ученики говорят им «джай», им поют киртаны, предлагают гирлянды, но среди всего этого необходимо сохранять стойкость (ништха). Вы можете сказать: «Этот садху говорит, что не нужно думать о деньгах, а у самого большая дорогая машина! Он летает на самолете и ездит повсюду на машине!», — но на самом деле у нас нет ничего своего: все это принадлежит Богу. Он дает нам что-то для служения Ему, и мы лишь пользуемся этим для служения Ему. Даже когда мы садимся в машину, когда мы заводим машину, мы предлагаем поклоны Гурудеву. Мы используем машину для служения Гурудеву. Мы не претендуем ни на что: мы ничего не покупаем для себя. Все для служения Богу. Когда преданные дают что-то для служения, мы используем это для служения преданным.

 

— : • : —

 

 

 

 

Архив:   2009  |   2010  |   2011  |   2012  |  
2013  |   2014  |   2015  |   2016  |   2017  |   2018  |   2019

Оригинал статьи на английском.

 


 

Сильное желание
«Если у человека есть такое сильное желание, то милость обязательно придет. Необходимо иметь такое постоянное, непоколебимое желание в служении, в повторении Святого Имени, да и в чем бы то ни было еще». Что это за желание?

«Получить это человеческое тело — большая редкость, но вы наконец получили его! Зачем ждать следующей жизни?».

ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ | ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ

Pitfalls of Vaishnav Seva

His Divine Grace Om Vishnupad
Srila Bhakti Nirmal Acharya Maharaj
Translated from Bengali
9 December 2018, Tarakeshwar, part 9

 

When someone gives me a garland, sometimes I think it is so heavy—but as soon as I take shelter of Gurudev, "Gurudev, I am offering this garland at your lotus feet," I feel light again. Then there is no pratistha. If someone gives you a garland, remember Gurudev. "O Gurudev, I am offering this garland at your lotus feet." If you indulge your ego and run behind pratistha, then you will become very heavy and your boat will sink. People easily become proud of their money, education, knowledge, beauty, house, etc. Watch out—do not indulge your ego and become heavy.

If someone comes to your house to chant kirtan or speak Hari-katha, be careful that you do not become proud, "Oh, I have brought Gurudev to this house!", "Oh, I have served Gurudev!" Always think about the Lord, always think, "O Lord, I have not been able to do any service to Gurudev! I have not been able to do any service to the Vaishnavs!" Such mood must come to you. "Oh, I have neglected those who are in this house. Can I serve devotees? How do I know how to serve Vaishnavs? How do I know how to serve Gurudev? How do I know how to serve Krishna? O Lord, I must have done some wrong, please be merciful, forgive me." It is necessary to have such humility, such mood.

If you bring Vaishnavs to your house to give people chance to hear Hari-katha, then you will get good result—you will eventually reach the Lord, but if you become proud of yourself or some pratistha comes to you, then you will be in danger. "Danger" means the service of the Lord will go away from you. Always remember this. Always be careful that such things do not come to your heart.

দৈন্য, দয়া, অন্যে মান, প্রতিষ্ঠা বর্জ্জন ।
চারিগুণে গুণী হই করহ কীর্ত্তন ॥

dainya, daya anye mana, pratistha-varjana
chari gune guni hai karaha kirtana

Humility, compassion, honouring others, and giving up prestige—become qualified with these four qualities and chant the Name.

(Sri Siksastakam Giti)

Dainya: we must be humble. Jive daya (kindness to the souls) means we spend months going place to place, meeting people, inviting them to festivals and parikramas, giving them chance to hear kirtan and Hari-katha. If some devotees come to you and you can serve them—if you can take care of them making sure they do not experience any difficulty—that will be your Vaishnav seva.

You have probably heard how Sanatan Goswami arranged Vaishnav seva. One day, he told Rupa Goswami, "Rupa, I am going to arrange some prasadam for everyone. Please invite all Vaishnavs who stay here in Govardhan and make sure you invite every single Vaishnav and that no one is left out." Then, Rupa Goswami walked all around Govardhan and approached every single Vaishnav with the invitation.

On the day of the Vaishnav seva, when everyone was taking prasad, Sanatan Goswami asked Rupa Goswami, "Look carefully and tell me whether everyone who you have invited has come. Look carefully and see if there is anyone who is left out." Having looked around, Rupa Goswami said, "Prabhu, there is a Vaishnav who stays at Govinda Kunda, he has a little different gait—he fell down once and has been walking in a little crooked way since then. This Vaishnav has not come." Sanatan Goswami was very upset, "Oh, surely I must have committed some offence at his holy feet. He must have got angry and did not come... I must go see him."

When all the Vaishnavs had taken prasad and had been given pranami (donation), Sanatan Goswami went with Rupa Goswami to the kutir of the Vaishnav who had not come. Sanatan Goswami paid dandavat to him and asked,

"Prabhu, Rupa Goswami invited you, but you have not come today. I must have made some offence at your holy feet. Please forgive my offence. I must have made some offence—"

"Yes, you have!"

"If I have, please forgive me... Can I tell me what offence I have made? I do not understand when I could make an offence to you."

"Do you remember last rasa purnima day? You were doing Govardhan parikrama early in the morning. I went to Govinda Kunda that day, and when you were coming to Govinda Kunda to pay obeisance here, I was going back to my kutir. When you saw me limping past, you burst out laughing! Do you remember that rasa purnima day?"

"Yes, I do... I remember I was walking here that day and started to laugh so much, but Prabhu, I was not laughing because I had seen you. I was doing the parikrama of Govardhan, chanting Radha-Krishna's Name, and when I looked up, I suddenly got the darshan of Radha-Krishna's antaranga-lila (internal pastimes). Seeing the pastimes of Krishna and Radharani, I laughed myself to tears!"

"Oh, so you were not laughing at me... You saw the pastimes of Radha-Krishna at that time? God, I have made a mistake!"

"Prabhu, it is OK, you thought I was laughing at you. Please come with me. I have actually come here to bring you to my place. Come with me, I want to feed you."

They went to Sanatan Goswami's place where Sanatan Goswami fed him and gave him pranami. Then, he said, "Prabhu, please forgive my offence," but the Vaishnav said, "No, Prabhu, I have made a mistake. You please forgive me."

This is Vaishnav seva.

You have also probably heard how Draupadi offended one cobbler when she was doing Vaishnav seva. She had cooked very nice preparations, but when the cobbler came to take prasad, he mixed everything together and took it. Seeing it, Draupadi thought, "I have cooked everything so nicely, but he did not even bother to taste anything—he mixed everything and ate it like that!" She felt proud of her cooking, but the truth is that you do not cook anything—Radharani cooks. When you cook for the Lord, you must think, "I am not cooking, Radharani cooks for Govinda"—Radharani cooks with your hands. And if you think, "I am cooking," then Krishna may not eat it. You may have heard the popular phrase, "Ami yar hate khai, tar hate khai, yar tar hate khai na (আমি যার হাতে খাই, তার হাতে খাই, যার তার হাতে খাই না)." Krishna says that He does not take food from anyone and everyone—He eats from the hand of those whose hand He wishes to eat from. So, if you get proud, "I am cooking! Krishna eats my cooking!" this is ego, this is pratistha.

কনক-কামিনী প্রতিষ্ঠা-বাঘিনী
ছাড়িয়াছে যারে সেই ত বৈষ্ণব

kanaka-kamini, pratistha-baghini,
chhadiyachhe yare sei ta vaisnava

"Those who have given up money, women, and fame, are the true Vaishnavs."

(Vaishnav Ke? 11)

Pratistha is like a tigress (baghini). Who can become a Vaishnav? Those who can give up money, who can give up women (men), and those who can give up name and fame. At the same time, we must remember that "Vaisnavi pratistha, tate koro nistha (বৈষ্ণবী প্রতিষ্ঠা তাতে কর নিষ্ঠা): you must firmly establish yourself as a servant of the Lord." This kind of 'Vaishnav pratistha' must be there.

When we go down the street, a thousands of people crowd and walk behind us, everyone pays obeisance to us, they chant kirtan with us, etc. Someone can see it and become jealous, but this is an offence. Vaishnavs actually do not wish for all this. Their disciples give them 'jay', chant kirtan for them, garland them, but it is necessary to be firm (nista) amidst all this. You can say, "Oh, this sadhu says we must not think about money, but he has a big expensive car! He goes by plane, he drives his car everywhere!" but we actually do not have anything—all this is the Lord's property. He has given this for His service, and we only use it for His service. Even when we get into the car, when we start the car, we offer obeisance to Gurudev. We use the car for Gurudev's service. We do not claim anything—we do not buy anything for ourselves, everything is for the Lord. When devotees give something for service, we use it for the service of the devotees.

 

— : • : —

 

 

 

 

{ 2001  |   2002  |   2003  |   2009  |   2010 }
{ 2011  |   2012  |   2013  |   2014  |   2015  |   2016  |   2017  |   2018  |   2019 }

Listen online (entire class):

Download (33 Mb | 93 min)

 


 

Srila Gauri Das Pandit's Gaura Nitai
How Srila Gauri Das Pandit's Deities manifested Themselves at his house in Kalna..

 

Ei-bara karuna kara
'Govinda always resides in your heart, and He says, 'My devotees are My heart.''
এইবার করুণা কর

Follow Gurudev's instruction, with sincerity, humility, and dedication. If you have humility, sincerity, and dedication, then automatically you can become attached to your Guru.

HARE KRISHNA HARE KRISHNA KRISHNA KRISHNA HARE HARE | HARE RAMA HARE RAMA RAMA RAMA HARE HARE